Божественный Даршан: Шри Тота Гопинатх (Джаганнатха Пури, Орисса, Индия) Уникальное Божество Шри Тота Гопинатха! Храм Шри Тота Гопинатхи расположен в районе Йамешвара-тота в Шри Джаганнатха Пури Дхаме. Мурти Шри Тота Гопинатхи нашел лично Шри Чайтанья Махапрабху и передал Своему ближайшему другу Шри Гададхаре Пандиту, который с преданностью поклонялся Божеству. Шри Тота Гопинатх знаменит также тем, что Шри Чайтанья Махапрабху, закончив Свои проявленные игры на нашей планете, вошел в это Божество. Йамешвара-тота – сад («тота» на ории значит «сад»), названный в честь одной из пяти форм Шри Махадева Шивы, стоящих на страже пяти ворот в храм Шри Джаганнатхи. В этом месте Шри Гададхара Пандит каждый день читал «Шримад-Бхагаватам». Однажды Шри Чайтанья Махапрабху в Храме Шри Джаганнатхи пережил глубокое откровение при личной встрече с Шри Джаганнатхой в Его форме Шьямасундары. Увидев Шри Джаганнатху, Он испытал настроение сильной разлуки с Шри Кришной – такие же чувства, как во Вриндаване. Здешний сад напомнил Шри Чайтанье Махапрабху кунджи вокруг Радха Кунды и Шьяма Кунды во Вриндаване, дюны Чатака Парвата – Говардхан, океан – Ямуну, а огромное баньяновое дерево в Йамешвара-тота – Вамши Ват, баньян, под которым Шри Кришна играл на флейте, привлекая Гопи. В этом состоянии невыносимой разлуки с Шри Кришной Шри Чайтанья Махапрабху пришел сюда и стал копать землю в поисках своего Шри Кришны. Наткнувшись в земле на вырезанную из камня корону Божества Он объявил: «Я нашел самое драгоценное сокровище!». Шри Гададхара Пандит с радостью помог выкопать из земли прекрасное Божество Шри Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху назвал каменное Божество Шри Гопинатхой, а поскольку Он появился в саду («тота» – значит «сад»), преданные назвали Его Шри Тота Гопинатха. Шри Чайтанья Махапрабху занял Шри Гададхару Пандита в служении Шри Тота Гопинатхе, дав ему Кшетра-санньясу. С тех пор Шри Гададхара Пандит не покидал этого места. Шри Тота Гопинатха - единственное Божество, которое сидит! Шри Чайтанья Махапрабху завершил Свои земные игры и покинул этот мир, войдя в Божество Шри Тота Гопинатхи, и на правом колене Шри Гопинатхи появилась золотистая отметина. Шри Гададхара Пандит, узнав от преданных о случившемся, не смог произнести ни слова - только плакал. За четыре года, что он оставался на этой планете после ухода Шри Чайнаньи Махапрабху, он так состарился, что узнать его было невозможно. Из достаточно молодого человека (ему было около 48 лет) он превратился в глубокого старца. Он прожил в разлуке с Шри Чайтаньей Махапрабху всего четыре года, но каждый год тянулся для него, как юга. Все так же, следуя данному некогда обету, Шри Гададхара Пандит ежедневно приходил в Храм Шри Тота Гопинатхи и служил Божеству, которое стало для него дороже жизни. Но с каждым днем ему становилось все труднее и труднее выполнять служение . Тело перестало подчиняться, руки сильно дрожали, спина не разгибалась, и он даже не мог надеть на Шри Гопинатху гирлянду. В один из дней его охватило такое отчаяние, что он в сердцах воскликнул: - Господи! Я вообще ни на что не способен. Мало того, что Ты покинул меня, и я сгораю от разлуки с Тобой, Ты лишил меня возможности исполнить свой долг, свой обет. Ты лишил меня сил, и теперь я даже не могу разогнуть свое никчемное тело, чтобы одеть на Тебя гирлянду. Зачем мне эта жизнь, если я не могу служить Тебе! На следующее утро, придя к Шри Тота Гопинатхе, он увидел, что Тот сидит и улыбается, как ни в чем не бывало. Шри Тота Гопинатха сел в позу лотоса, чтобы облегчить Шри Гададхаре Пандиту любовное служение . Тем не менее, Шри Гададхара Пандит не мог долго выносить разлуку с Шри Чайтаньей Махапрабху и вскоре он отправился за Hим в духовный мир, также войдя в любимое Божество Шри Тота Гопинатхи. Шри Тота Гопинатха с тех пор так и сидит под деревом и играет на Своей флейте в обществе Шри Радхи и Шри Лалиты Деви. Во всех других храмах Он стоит, а здесь – сидит. Шри Тота Гопинатха украшает центральный алтарь Храма. Шри Радхика играет на вине слева от Господа, а Шри Лалита Деви, ближайшая сердечная подруга пары, играет на флейте справа от Него. Если смотреть от нас, то справа находится Шримати Радхарани с виной, слева Шри Лалита Деви, играющая на флейте, как и Шри Тота Гопинатха. Таким образом Они составляют музыкальное трио Шримати Радхарани и Шри Лалита Деви глубоко прониклись настроением матхурьи рассы, и от этого Их тела стали темными. Они даже изогнули Свои фигуры в танце точно так, как Их любимый Шьяма – три-бханга-лалита рупа (форма, изогнутая в трех местах). Особенностью Шри Тота Гопинатхи являтся так же широкая грудь, вырезанная из камня корона и пышные локоны волос.