Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Анугатья
Преданные, посвятившие себя служению Господу, — вечные слуги Шри Гуру и Шри Кришны. Преданные вечно служат Шри Кришне в состоянии покорности (анугатья) Шри Гуру. Попытки служить Господу без покорности Гуру и вайшнавам не являются служением Господу, но служением майе. Если кто-то, в согласии со своими взглядами и не будучи покорным Гуру и вайшнавам, ведет себя добродетельно, посещает святые места, совершает шестьдесят четыре практики преданности, совершает аскезы, практикует нама-санкиртану, совершает джапу, медитирует или занят в любой иной практике преданности, то он не служит Господу вовсе.
Скорее, он просто реализует свои желания чувственного удовлетворения. Когда удовлетворение чувств маскируется под служение Господу, люди часто впадают в заблуждение этими притязаниями на наслаждение. Подобный спектакль, движимый желаниями славы, богатства и женщин, не является служением Господу; это просто обман себя и других. Фундамент служения Господу — покорность (анугатья) Гуру и вайшнавам. Имитация служения Господу в отсутствие покорности Шри Гуру подобна «попыткам перепрыгнуть году в поисках соломы» из притчи.
Будучи обусловленным, человек не в силах вступить в измерение служения Господу, не будучи покорным Гуру и вайшнавам, и даже в освобожденном состоянии, в котором душа служит Господу в своем духовном теле, непрестанная покорность Гурудеву сохраняется. Если человек не покорен вечному олицетворению пристанища Господа (ашрая-виграхе), Шри Гурудеву и его последователям, то такой человек всего лишь совершает оскорбление, поклоняясь себе.
Прыг-скок через году
В некоторых областях Бенгалии в коровниках многих домохозяев и крестьян жмых, солома и иной фураж размещаются в глиняной емкости, стоящей на возвышении. Место позади этого контейнера, где стоят коровы и буйволы и едят солому, а также отдыхают, приподнято над землей. Все устроено таким образом, чтобы испражнения и урина коров не скапливались там, где они стоят и лежат, но стекала. Это место, в котором коровы и буйволы могут стоять и лежать, в некоторых областях Бенгалии именуется «года».
Как перепрыгивать через году с целью наесться травы крайне глупо и опасно1 для коров и буйволов, так и пытаться достичь Господа, пренебрегая служением и милостью Шри Гурудева и вайшнавов, крайне глупо и нереалистично. Шри Гуру и вайшнавы способны дать нам знание о Господе. Кто такой Господь? Кто мы? Каковы наши взаимоотношения с Господом? Каков наш долг? Почему нам необходимо служить Господу?
Если Гуру и вайшнавы не дают нам, по своему милосердию, наставления обо всех этих истинах, то мы не способны их познать. Люди, стремящиеся служить Господу, но отвергающие покорность (анугатью)2 Гуру и вайшнавам, не способны понять Господа должным образом: их «Господь» и «религиозная практика» — чистой воды фантазия. Потому они никогда не сумеют достичь подлинного служения Господу. Господь являет Себя исключительно через Гуру и вайшнавов.
Никто не способен, переступив через Гуру и вайшнавов, достичь Господа. Как при встрече с царем необходимо сперва получить позволение представителя или слуги царя, а уже затем встретиться с монархом, так и в случае встречи с Господом необходимо принять помощь со стороны Гуру и вайшнавов и продемонстрировать покорность им. Вечная покорность Гуру и вайшнавам и служение Господу — вот истинное бхакти. Отсутствие такой покорности и показная демонстрация служения Господу есть абхакти — явление, противоположное преданности, или, иначе говоря, низость.
Даже тогда, когда душа непосредственно созерцает Господа, она должна оставаться покорной Гуру и вайшнавам, и служить Господу исключительно в их обществе. Если же человек отвергает покорность Гуру и вайшнавам и их общество, то его преданность Господу эфемерна. Господь не дарит Свой даршан такому человеку и не принимает его служение. Таким образом, покорность Гуру и вайшнавам и служение Господу — наш единственный долг.